Доклад Госдепартамента США о ситуации с правами человека в Китае акцентирует внимание на преследовании Фалуньгун

В докладе Госдепартамента США о правах человека в Китае говорится о Фалуньгун

8 апреля Госдепартамент США опубликовал Доклад о ситуации с правами человека в Китае за 2010 год. Далее приведены выдержки из Доклада.

«В Китайской Народной Республике (КНР), население которой составляет около 1,3 миллиарда человек, государственная власть сосредоточена в руках коммунистической партии Китая (КПК), чья руководящая роль закреплена в Конституции страны. Почти все значимые правительственные должности, а также руководящие должности в полиции и военных структурах заняты членами партии».

«Негативные тенденции в развитии ситуации с основными правами человека в стране по-прежнему наблюдаются. Правительство предприняло дополнительные меры ограничения гражданского общества, особенно в отношении организаций и частных лиц, занимающихся защитой прав человека либо интересов общества. Активизировалась деятельность в области ограничения свободы слова и контроля над прессой, Интернетом и доступом к нему.

Также были усилены меры в отношении политической оппозиции и адвокатов, представляющих общественные интересы. В целях предотвращения публичного высказывания независимого мнения правительство всё чаще прибегало к таким незаконным мерам, как насильственное исчезновение, «мягкое задержание» и строгий домашний арест, включая домашний арест членов семьи.

Представляющие общественные интересы юридические конторы, которые вели дела, затрагивающие «чувствительные вопросы», по-прежнему находились под назойливым контролем, их юристы подвергались лишению адвокатского статуса, некоторые из контор были закрыты».

«Отдельные лица и группы, особенно причисленные правительством к диссидентам, продолжали сталкиваться с жёсткими ограничениями на свободу собраний, вероисповедания и передвижений».

«Как и в предыдущие годы, граждане не имели права на выбор формы государственного управления. Основные нарушения прав человека на протяжении отчётного года включали в себя: внесудебные казни, в том числе казни без проведения надлежащего судебного разбирательства; насильственные исчезновения и задержания с полной изоляцией от внешнего мира, включая длительные незаконные задержания в неофициальных изоляторах, известных как «чёрные тюрьмы»; пытки и «выбивание» признаний у заключённых; задержание и преследование журналистов, писателей, диссидентов, подателей жалоб и других лиц, пытавшихся мирно реализовать свои законные права; нарушение процессуальных норм в ходе досудебного и судебного разбирательства, политический контроль над судами и судьями; закрытые судебные процессы; использование административного задержания; ограничения на свободу собраний, вероисповедания и передвижений; отказ в защите беженцам и лицам, претендующим на предоставление политического убежища; давление на другие страны с целью насильственного возврата граждан в Китай; тщательная проверка и установление ограничений в отношении неправительственных организаций; дискриминация женщин, меньшинств и лиц с ограниченными возможностями; политика принудительного ограничения рождаемости, которая в отдельных случаях привела к насильственным абортам и стерилизации; торговля людьми; запрет на создание независимых профсоюзов и лишение рабочих права на забастовку; использование подневольного труда, включая тюремный труд. Коррупция по-прежнему повсеместно распространена».

Фалуньгун упоминается в Докладе в разделе «соблюдение прав на неприкосновенность личности, включая свободу от произвольного или незаконного лишения жизни; исчезновения; пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания; отказ в проведении беспристрастного и открытого судебного разбирательства; произвольное вмешательство в частную и семейную жизнь, нарушение неприкосновенности жилища и контроль корреспонденции».

Произвольное или незаконное лишение жизни

«В июне власти тюрьмы Литан автономного района Гуанси сообщили о смерти в апреле 2009 года последователя Фалуньгун (Фалунь Дафа) Хэ Чжи, который был приговорён к восьми годам заключения в 2005 году. Власти тюрьмы Литан автономного района Гуанси, где по сообщениям находится много последователей Фалуньгун, заявили, что причиной смерти явилось «падение с кровати», но брат Хэ утверждает, что обнаружил другие раны и ушибы на теле Хэ».

Исчезновения

«В феврале 2009 года власти арестовали Гао Чжишена, адвоката по правам человека, который представлял интересы христиан и практикующих Фалуньгун. До конца года его местонахождение и юридический статус оставались неизвестными. По данным неправительственных организаций и по сообщениям СМИ, он был замечен в своем родном городе в августе 2009 года в сопровождении многочисленной полицейской охраны. Гао видели в течение короткого времени в Пекине в марте и апреле, но затем он снова исчез».

Пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания

«Имеются многочисленные сообщения об активистах и подателях жалоб, помещённых в психиатрические учреждения и подвергавшихся по политическим мотивам принудительному психиатрическому лечению.

По данным China News Weekly, полиция непосредственно управляет 22 психиатрическими больницами специализированного типа с интенсивным наблюдением за преступниками, страдающими психическими расстройствами (также известных как больницы Анкан).

В период с 1998 года по май 2010 года пациентами названных больниц стали более 40 тысяч человек. В мае сотрудник полиции заявил в интервью СМИ, что больницы Анкан не предназначены для содержания лиц, не совершавших преступления. Однако наряду с психически больными преступниками пациентами названных учреждений становятся политические активисты, последователи неофициальных религиозных групп, податели повторных жалоб в адрес правительства, члены запрещённой демократической партии Китая и последователи Фалуньгун.

Сотрудники органов общественной безопасности не ограничены чёткими правилами при решении вопроса о повторном помещении лица в больницу Анкан, а пациенты названных больниц лишены возможности опротестовать поставленный им диагноз психического заболевания в связи с отсутствием соответствующей процедуры. По имеющимся данным, пациентов этих больниц подвергали принудительной медикаментозной и электрошоковой терапии».

Отказ в проведении беспристрастного и открытого судебного разбирательства

«В апреле 2009 года пекинский адвокат Чэн Хай подвергся нападению и был избит, когда ехал в город Чэнду провинции Сычуань на встречу со своим клиентом, последователем Фалуньгун. По словам Чэна, нападавшие были сотрудниками Главного управляющего штаба Цзиньян района Ухоу города Чэнду» (правительственного органа, осуществляющего координацию различных подразделений полиции и судов – прим. пер.).

Произвольное вмешательство в частную и семейную жизнь, нарушение неприкосновенности жилища и контроль корреспонденции

«Члены семей активистов, диссидентов, практикующих Фалуньгун, журналистов, непризнанных религиозных деятелей и бывших политических заключённых были объектами произвольного ареста, задержания и иных форм преследования».

Фалуньгун также упоминается в Докладе в разделе «Соблюдение гражданских свобод, включая свободу слова и прессы и свободу передвижения, вынужденные переселенцы, защита беженцев и лиц без гражданства».

Свобода слова и прессы

«Власти использовали множество технических мер, чтобы заблокировать созданные за границей веб-сайты, на которых имеется информация, касающаяся «чувствительных вопросов». Возможность пользователей получить доступ к таким сайтам зависит от города. Правительство также ввело автоматическую цензуру электронной почты и Интернет чатов, основанную на постоянно изменяющемся списке из «чувствительных» ключевых слов, таких как «Фалуньгун» и «независимость Тибета».

Свобода передвижения, вынужденные переселенцы, защита беженцев и лиц без гражданства

«Законодательство не предусматривает права граждан ни на репатриацию, ни на возвращение после высылки. Правительство продолжало отказывать в возвращении многочисленным гражданам, которые считались диссидентами, активистами Фалуньгун или «нарушителями спокойствия».

Хотя некоторым инакомыслящим, живущим за границей, было разрешено возвратиться, диссиденты, которых досрочно выпустили из заключения по медицинским показаниям и которым впоследствии позволили уехать из страны, зачастую были фактически высланы. Активисты, проживавшие за границей, были заключены в тюрьму после возвращения на Родину».

В разделе о соблюдении прав человека в Гонконге в Докладе упоминается:

«В январе власти отказали в визе шестерым членам технического персонала танцевально-музыкальной труппы, заключившей договор с Epoch Group (СМИ, освещающим ситуацию Фалуньгун), которая должна была несколько раз выступить в Гонконге.

Отдел эмиграции заявил, что отказ в визах был произведён в соответствии с законами, защищающими занятость местных рабочих, и что труппа могла нанять компетентный персонал на месте. Компания Epoch Group отменила выступление и обжаловала отказ в судебном порядке. Жалоба была принята к рассмотрению и назначено судебное заседание».

Полный текст Доклада на английском языке

Короткая ссылка на эту страницу: