После посещения многих мастеров в Японии гончар Цзян построил свою собственную печь для обжига Тэнмоку

Керамика Тэнмоку: как тайваньский мастер восстанавливает утерянное сокровище династии Сун

В истории китайской керамики гончарные изделия Тэнмоку династии Сун всегда считались поистине легендарными. В древности говорили, что одну подобную драгоценную чашу можно было обменять на целый город. Когда свет преломляется, Тэнмоку сияет, как звёздное небо, с постоянно меняющимися цветом и текстурой, напоминая людям о Вселенной. Поскольку позже техника была утеряна, ныне многие мастера стремятся воссоздать подлинный эффект Тэнмоку.

Тэнмоку берёт своё название от горы Тьен Му (天目, tiān mù) в Китае. Согласно историческим записям, японские монахи отправились учиться гончарному мастерству на гору Тьен Му в провинции Чжэцзян. Они и привезли Ёхэн-тэнмоку (яп. 窯変天目 – тэнмоку «меняющиеся светила») в Японию, после чего это название закрепилось.

Сохранилось всего три подлинных образца этой керамики, которые находятся в Японии и являются национальным сокровищем страны.

Тридцать лет назад на Тайване художник Цзян Ютинг присоединился к группе мастеров, возрождающих утраченное искусство Тэнмоку. В то время как другие мастера могли изготавливать более лёгкий вариант (тёмно-коричневую посуду Тэнмоку), Цзян неожиданно совершил исторический прорыв.

Цзян Ютинг разработал собственную технику обжига, которая позволяет создавать яркую керамику Тэнмоку, не похожую ни на одну из виденных ранее
Цзян Ютинг разработал собственную технику обжига, которая позволяет создавать яркую керамику Тэнмоку, не похожую ни на одну из виденных ранее

10 000 раз

Сейчас Цзяну за 60, и половину своей жизни он потратил на создание чайной посуды Тэнмоку.

«Когда я впервые услышал о глазури Тэнмоку, я почувствовал что-то в глубине своего сердца. У меня были мурашки по всему телу», – говорит он.

Цзян начал экспериментировать с формулой глазури, которую его учитель перенял от мастеров из Японии: «Тэнмоку маслянистого пятна» династии Сун. Для неё характерны узоры, похожие на масляные разводы на воде. Получить их так сложно, что существует поговорка: «Изготовить одну чашу – 10 000 раз потерпеть неудачу».

Цзян много наблюдал за работой художников-керамистов, после чего сосредоточил усилия на строительстве собственной печи для обжига Тэнмоку.

Цзян работает один в студии на природе, весь день обжигая керамику
Цзян работает один в студии на природе, весь день обжигая керамику

Без стремления

Ведя скромный образ жизни в горах, Цзян работает в своей студии один. Он никогда не слушает музыку, чтобы слышать печь и быть сосредоточенным.

Цзян считает, что традиционное искусство требует определённого настроя: из творческого процесса нужно убирать собственные стремления и амбиции, настроившись только на результат. В таком умиротворенном состоянии можно овладеть ремеслом на уровне интуиции. Это помогает мастеру понимать принципы работы с печью, позволяя мудрости Вселенной перемещаться по кончикам пальцев.

«В отличие от других художественных произведений, когда мы обжигаем керамику, нам не нужно привносить что-то своё в творчество. Нужно просто чётко выполнять каждый шаг техники, – говорит Цзян. – Сделать простые вещи правильными – само по себе уникально».

На это уходит много лет оттачивания мастерства. Например, создание чаш идеальной формы требует пяти лет практики.

После бесчисленных неудач мастер не только усовершенствовал свои навыки, но и впервые в истории разгадал тайну создания Тэнмоку с сияющими цветами.

Цзян создаёт чаши традиционной формы времён династии Сун
Цзян создаёт чаши традиционной формы времён династии Сун

Скрытый спектр

«Однажды я заметил темно-фиолетовый цвет в одной из чайных чаш», – говорит Цзян. Повторив процесс обжига, мастер обнаружил целый спектр возникающих цветов: «Они появлялись один за другим: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, золотой, серебряный». Столько оттенков в одном цвете.

Он понял, что чёрный цвет – это комбинация всех цветов, смешанных вместе: «Похоже на то, будто цвета были скрыты тысячу лет». Художник назвал эту технику “Тэнмоку скрытого цвета”, которая при обжиге создаёт до семи цветов в одной чаше.

«Многие люди полагают, что я много экспериментировал со своими техниками, чтобы получить цвет, – говорит Цзян. – Это не так. Я просто контролирую процесс обжига и вношу ключевые изменения в нужный момент».

Техника обжига Тэнмоку с сияющими цветами
Техника обжига Тэнмоку с сияющими цветами

Вечная красота простых вещей

В то время как современные мастера создают керамику нестандартных и сложных форм, Цзян идёт против этой тенденции. Он использует круглую форму чайной чаши династии Сун, описывая её как форму «наименьшего бремени».

Хотя чаша выглядит простой в изготовлении, художнику потребовалось 30 лет, чтобы довести её до совершенства. «Я перепробовал множество форм и обнаружил, что эта чаша для чая — моя любимая, она круглая, а круг — начало и конец всего», – говорит Цзян. По словам мастера, хорошее произведение подражает природе и имеет успокаивающий эффект.

«Современное искусство требует слишком много эмоций от зрителя. Искусство должно очищать людей, как чистая и спокойная вода. Вода может удалить загрязнения и стать чистой только тогда, когда неподвижна. Личные эмоции похожи на камни, которые бросают на дно. Такая вода не будет чистой».

Многие ремесленники и коллекционеры посетили мастерскую Цзяна и были поражены эстетикой его работ. Художник считает, что обжиг керамики похож на духовную практику. Он не обращает внимания на успех, неудачу или осуждение, просто следует естественности, а спокойное душевное состояние помогает создавать самые гармоничные цвета и формы.

По материалам издания Magnifissance

Короткая ссылка на эту страницу: