Отправка...

Отчёт о расследовании системы пропаганды КПК за рубежом, создающей возможность проникновения и распространения идеологии ненависти и лжи. Часть 1

Отчёт о расследовании системы пропаганды КПК за рубежом, создающей возможность проникновения и распространения идеологии ненависти и лжи среди международных сообществ

29 июля 2008 года

Вступление
Предпосылки
1. Всемирная стратегия пропаганды КПК за рубежом
1.1 Распространение пропаганды КПК за рубежом и международная стратегия
1.2 Попытки официальных лиц, ответственных за пропаганду за рубежом, избежать мировой огласки
1.3. Главный объединенный фронт показывает, как должны действовать организации
по пропаганде за рубежом
1.4 Политика влияния на иностранные СМИ через экономические отношения.
1.5 Внедрение системы пресс-секретарей для распространения одинаковых сообщений
1) Смешивание понятий и знак «равенства» между КПК и Китаем
2) Информационная блокада
3) Коммунистический режим Китая разжигает ненависть по отношению к Фалуньгун и осуществляет политику геноцида против Фалуньгун
4) Создание ложного образа с целью избежать международной критики
2. Распространение по всему миру идеологии тоталитаризма и диктаторства компартии Китая
2.1 Основные СМИ пропаганды китайской коммунистической партии за рубежом и их мировое покрытие
1) Цель агентства новостей Синьхуа: «Взять планету под свой контроль»
2)China News Service является главным источником информации для СМИ Гонконга, Макао, Тайваня и зарубежных СМИ на китайском языке
3) Программы Международного радио Китая (СМ) охватывают весь мир
4) CCTV-9 (Китайское центральное телевидение) охватывает 98% мира
5) Программы CCTV-4, в основном, охватывают весь мир
6) China Daily распространяется в более чем 150 различных странах и регионах
7) Зарубежное издание People's Daily's распространяется в более чем 80 странах и
регионах
8) 20% посещений СМИ ЦК КПК составляли иностранные Интернет-пользователи
2.2. Усиление пропаганды за пределами Китая через иностранные СМИ
3. Установление различными методами и способами глобальной идеологии «объединённого фронта»
3.1. Проникновение через радио, фильмы, книги, журналы и деятельность массового культурного обмена
1) Телерадиовещание
2) Пропаганда за рубежом с помощью кино и видео
3) Пропаганда за рубежом с помощью печатных изданий
4) Культурный обмен
3.2 Устранение критики со стороны «международных антикитайских сил» в отношении прав человека КПК использует как предлог для продолжения нарушений этих прав
3.3. Развитие Интернета открывает новые каналы для пропаганды за границей
Заключение

Вступление

Китайская коммунистическая партия (КПК) полагает, что теория Карла Маркса, родившегося в Германии, – это «фундаментальное идеологическое руководство в управлении страной и партией». [1] После того как КПК, используя лозунги «прогресса» от «частной собственности» к «общественной собственности» [2], с помощью оружия и насилия в 1949 году захватила власть, она беспощадно вымогала деньги у тех, кто их имел, а также быстро смогла взять под свой контроль весь национальный ресурс. Кроме того, КПК решила сделать так называемый «прогресс» от «частной собственности» к «общественной собственности» своей основной задачей в течение некоторого промежуточного периода [3], записав это в первой статье Конституции [4].

Позже марксизм-ленинизм и желания диктаторов КПК она вписала во вторую китайскую Конституцию как «руководство» для китайцев всех национальностей [5], а затем насаждала это китайцам, заставляя их изменить великое наследие традиционной китайской культуры и морали. В течение более 50 лет деспотического правления КПК неестественной смертью погибло 80 000 000 китайцев [6]. Чтобы противодействовать действиям международных сообществ, был основан Отдел иностранной пропаганды при ЦК КПК (который назывался Отдел информации государственного общественного совета) как высший государственный орган КПК для координации её пропаганды за границей. Целью отдела согласно желанию КПК в её кампании «представления Китая миру» является создание сообщений в СМИ для пропаганды за рубежом, распространение идеологии КПК за границей, влияние на общественное мнение и дипломатическая политика в отношении западных стран, а также контроль мировых СМИ в интересах КПК.

Предпосылки

Раньше главным каналом пропаганды КПК за рубежом, в качестве рупора, было агентство новостей Синьхуа. В декабре 1955 года Мао Цзэдун (в прошлом глава КПК) приказал Синьхуа «взять планету под свой контроль» и «рассылать свои сообщения в разные страны мира как можно скорее и распространять свои собственные сообщения» [7]. К тому же, КПК уже показала своё намерение в отношении объединения мира своей идеологией. Основываясь на этой цели, органы иностранной пропаганды, каждый из которых «делал дела своим собственным путём», были взяты в августе 1958 года под одно управление Группы по иностранным делам при ЦК КПК. Лидером группы был Чень И, в дальнейшем вице-президент Государственного Совета и министр иностранных дел [8].

4 июня 1989 года КПК подавила демократическое движение студентов, применив военную силу. Бойня «4 июня» шокировала весь мир. Международная общественность, включая и китайцев за границей, решительно осудила КПК за бойню. [9] В июле этого же года главы семи стран, включая США, Францию, Англию, Германию, Японию, Италию и Канаду, а также Глава европейского сообщества провели встречу в Париже. Были приняты санкции против КПК. Санкции включали прекращение контактов высших политиков с Китаем, откладывание предоставления кредитов Мировым банком Китаю и т.д. [10] В то время в мире происходили существенные изменения: падение Берлинской стены; последовательное падение коммунистических режимов в Восточной Европе и Советского Союза. К тому же, мировое движение за права человека было в самом разгаре. По этой причине лидер КПК Ден Сяопин предложил использовать в иностранной политике «сокрытие наших способностей и ожидание нашего времени [11], а также надежду на подходящее время, чтобы выйти и сделать большие дела».

Он считал, что, основываясь на обмане международных сообществ, можно осуществить свой стратегический план: накопить за это время силы с тем, чтобы потом Китай смог доминировать над всем миром. Чтобы создать «хороший» имидж, выйти из затруднительного положения, увеличить свою пропаганду и проникновение в западные страны, в 1991 году КПК основала Информационный отдел при Государственном Совете как высший орган для координации пропаганды за рубежом. [12] В марте 1993 года Информационный отдел и Группа пропаганды за рубежом при ЦК КПК создали одно структурное подразделение, разделив его на два отдела, которые контролировались напрямую ЦК КПК. [13] В том же году Группа пропаганды за рубежом была переименована в Отдел пропаганды за рубежом. [14] Все провинции, автономные округа, города, которые находятся под контролем КПК, также создали свои соответствующие Отделы пропаганды за рубежом (Информационный отдел). [15]

В марте 1998 года КПК заявила что, Информационный отдел Государственного Совета и Отдел пропаганды за рубежом при ЦК КПК всё ещё являются одним рабочим отделом с двумя названиями и находятся под прямым управлением ЦК КПК [16]. В апреле того же года Чжао Цичжен, бывший в то время главой Шанхая, был представлен на должность директора Отдела пропаганды за рубежом [17]. Однако этот отдел всё ещё называется Информационный отдел Государственного Совета. Всё это для того, чтобы создать большие возможности для распространения идеологии КПК, внедрения своей информации, создания иностранных контактов, помощи пропаганде через СМИ, обеспечения взаимосвязи и т.д. Кроме этого, секретарь бюро, который отвечал за делопроизводство и административные дела, а также персонал бюро, который отвечал за управление персоналом и обучение подчинённых ему подразделений, а также другие семь бюро находятся под прямым управлением этого отдела; [18] каждое из бюро имеет свою функцию для осуществления одной и той же цели — распространения идеологии КПК за границу.

20 июля 1999 года КПК и Цзян Цзэминь объявили о своём подавлении миллионов граждан, которые верят в принцип «Истина-Доброта-Терпение». Цзян сказал: «Как это возможно, чтобы теории марксизма, материализма и атеизма, в которые мы верим, не смогли бы уничтожить учение Фалуньгун (Фалунь Дафа)?», «Если на самом деле в этом заключалась проблема, то не была ли это большая шутка?»[19]. После бойни "4 июня" в 1989 году КПК получила урок, санкционированный международными сообществами, а также задействовала свой опыт в отношении пыток людей и жестокие способы, которые она постепенно накопила за всю свою историю (примерно в 100 лет).

В последствии КПК заменила открытую форму подавления Фалуньгун на закрытую, таким образом ещё более скрывая репрессии. Около 9 лет Отдел пропаганды за рубежом при ЦК КПК активно участвовал в преследовании; он использовал много способов, таких как проведения пресс-конференций, осуществление культурного обмена, использование Интернета, радио, телевидения, печатание книг и других материалов для обмана международной общественности с целью уничтожить Фалуньгун, а также узаконить преступления, которые совершила компартия против последователей Фалуньгун. КПК использует разные способы, чтобы заставить замолчать международную общественность перед лицом широкомасштабного преследования людей за их веру.

В основном, этот отчёт содержит данные расследования касательно того, как Отдел пропаганды за рубежом при ЦК КПК (также называемый Информационный отдел Государственного Совета) использовал различные способы пропаганды за рубежом, чтобы навязать свою деспотическую идеологию и нарушать права человека.

1. Всемирная стратегия пропаганды КПК

Пропаганда КПК за рубежом может рассматриваться как идеологическая война без применения оружия в послевоенный период. Она атакует западный демократический мир остатком коммунистической диктатуры. Воздействуя своей всемирной стратегией объединённого фронта, КПК желает получить верховенство в идеологическом контроле над западным обществом. Например, Чжао Цичжен, директор Отдела пропаганды за рубежом при ЦК КПК, полагал, что пропаганда КПК за рубежом – это "способ одержания победы над мнением общественности" и "борьба". Чжао сказал: "В процессе этой "борьбы" нам нужно создать лучшее применение благоприятных возможностей, активно инициировать кампанию, лучше контролировать наши действия, пытаться удержать приоритеты и доминировать над зарубежными СМИ; это требует не только высокого артистизма, но также полной объединённой стратегии. Даже потребуется больше, так как мы намеренно распределяем наши ресурсы на важные регионы и страны, максимально активизируем наши усилия, концентрируемся на важных аспектах, упорно прикладываем силы к тому, чтобы добиться успехов в тех странах в отношении СМИ и т.д."[20]

1.1 Распространение пропаганды КПК за рубежом и международная стратегия

После бойни "4 июня" в 1989 году Цзян Цзэминь, тогдашний лидер КПК, сказал, что "иностранная пропаганда – это работа по поддержанию контроля над общественным мнением", и "поступать здесь хорошо является стратегически важным для нашей партии и нации". [21]

26 февраля 1999 года на Национальной конференции в отношении пропаганды КПК за рубежом, Цзян Цзэминь, который сам себя назначил представителем КПК и Государственного Совета, передал поздравления тем, кто вовлечен в работу по пропаганде за рубежом. Он заверил, что они имеют "хорошие достижения" в помощи КПК по созданию "хорошего имиджа" и " улучшению общественного мнения за рубежом". Цзян также отметил, что пропаганда за рубежом была "работой стратегического значения, а также что ЦК КПК всегда рассматривала это серьёзно". Нужно приложить усилия в распространении "огромных достижений", которые КПК проделала за 55 лет с момента прихода к власти; следует "повиноваться и выполнять планы партии", повиноваться и выполнять "полную стратегию за рубежом", а также определённо "фокусировать своё внимание на усилении понимания и поддержки со стороны иностранцев". [22]

В конце октября 1999 года перед визитом во Францию главный редактор французской газеты Le Figaro Алаин Пейрефит взял для статьи интервью у Цзян Цзэминя. Цзян использовал эту возможность и лично объявил Фалуньгун "злым культом" [23], таким образом задав тон для «рупоров КПК», чтобы клеветать на Фалуньгун. Это заявление используется до сих пор.

В марте 2000 года Го Цзинчже, главный редактор радиостанции China Radio International (CRT), высказывая своё мнение против Фалуньгун в рамках пропаганды за рубежом, сказал: «Любой, кто может первым позволить узнать людям важные новости в мире, одержит победу, и наоборот. Результатом этого является не только превосходство техники, но также и политики, которая заинтересована в нашей конкуренции с западными СМИ за лидерство и аудиторию.... Сообщая в западные страны о разоблачении и осуждении в Китае «Фалуньгун», мы с самого начала копировали то, что применялось в Китае, а также использовали несколько особых технических приёмов. Как результат, мы встретили большие трудности в понимании и принятии этого иностранцами. Позже в нашей пропаганде за рубежом мы чётко указали, что «Фалуньгун» является «злым культом». Таким образом, люди быстро поняли и приняли это. Это позволило расположить к себе мнение международной общественности....»[24]

25 января 2000 года в Пекине была проведена Национальная конференция по пропаганде за рубежом. На конференции директор отдела пропаганды за рубежом при ЦК КПК и Информационного отдела Государственного Совета Чжао Цичжен подвёл итоги. Он потребовал от присутствующих «активно выражать точку зрения Китая в соответствии с изменениями мнения международной общественности. Работникам в сфере пропаганды за рубежом необходимо больше исследовать, создавать планы, анализировать и изучать правила, а также повышать эффективность, чтобы делать работу лучше». На конференции присутствовали представители со всей страны, ответственные за осуществление пропаганды за рубежом в своих регионах, чиновники и представители ЦК КПК и другие ведомства, находящиеся под контролем Государственного Совета, а также некоторые чиновники из китайских посольств и консульств. [25]

На очередной Национальной конференции по пропаганде за рубежом, состоявшейся 13-15 января 2001 года в Пекине, директор Чжао Цичжен подчеркнул, что «мы должны создать для общественности за границей благоприятные условия в соответствии с требованием Цзян Цзэминя и ЦК КПК в отношении пропаганды за рубежом». [26]

В 2003 году заместитель главного редактора агентства Синьхуа Ся Линь сказал в статье под названием «Сила рупора», что «информация – это вид стратегического ресурса. Любой, кто имеет контроль над информационным ресурсом и СМИ (международное радио, спутниковое ТВ и Интернет), будет иметь силу влияния на всё общество и будет способным принять доминирующую позицию в идеологической борьбе». [27]

В 2004 году в Китайском университете международных отношений директор отдела пропаганды за рубежом при ЦК КПК Чжао Цичжен также упомянул о вопросе «принять доминирующую позицию». Он сказал: «Сообщения в СМИ могут быть не на 100% объективны. Любой, кто имеет доминирующую позицию в СМИ, получит поддержку и понимание от международного сообщества и народа. Таким образом, он будет иметь приоритеты. Так называемая доминирующая позиция означает: заставить других поверить вашему мнению и новости. Пропаганда является стратегическим оружием в сфере политики, иностранной политики, экономики и коммерции, которое применялось каждой страной и играло важную роль в истории». [28] 13 мая 2004 года в университете Цинхуа в своём выступлении Чжао Цичжен сказал, что «всемирная пропаганда» является одной из общих задач в стратегических планах КПК. Это «удобная сила» и «важный компонент нашей национальной объединенной силы» [29]

2 сентября 2004 года на праздновании 60-ой годовщины агентства Синьхуа со дня начала вещания на английском языке Глава департамента пропаганды при ЦК КПК Лю Юньшань потребовал от Синьхуа «сфокусироваться на задании по созданию себе условий быть признанным СМИ в странах и регионах, где возможно повлиять на мнение международной общественности, а также играть важную роль в международном сообществе»; и «исследовать и создавать один за другим планы для каждой страны». Он также потребовал от Синьхуа усилить контакты с ведущими СМИ в зарубежных странах и пытаться активнее «добиваться всемирного охвата»; «расширять в сфере деятельности наше влияние за рубежом»; «когда сообщаете о горячих вопросах и важных событиях внутри и за пределами Китая, агентству Синьхуа нужно занимать лидирующую позицию, завоёвывать мнение людей, а также брать инициативу по влиянию и контролю над мнением за рубежом». [30]

1.2. Попытки официальных лиц, ответственных за пропаганду за рубежом, избежать мировой огласки

В 2004 году исследовательская группа агентства Синьхуа «Изучение эффективности пропаганды за рубежом» заявила, что «сообщения СМИ, ответственных за пропаганду в зарубежных странах, могут делать много вещей в борьбе с иностранным общественным мнением относительно чувствительных вопросов, таких как права человека, Тайвань, Тибет, Синьцзян, в отношении аргумента, что Китай является мировой угрозой, а также в вопросе Фалуньгун. При этом мы должны следовать правилам распространения информации, а также необходимо обращать внимание на артистизм и стратегию пропаганды». [31]

В том же году в Университете международных отношений Чжао Цичжен в своём выступлении рассказывал о том, как он «представляет Китай миру». Он сказал: «Когда люди спрашивали меня, какую цель мы преследуем в будущем, мой ответ был таким: «представить Китай миру». Я не использовал слово «пропаганда», потому что это могло иметь пренебрежительный оттенок. Что нам нужно показать миру? Это объяснить политику Китая, отразить атаку на Китай. Это проще некуда. Мы имеем ряд методов (пропаганды), чтобы выбирать». [32]

25 июля 2005 года репортёр из Hong Kong Wenweipo взял интервью у заместителя директора Информационного отдела Государственного Совета Цяна Сяоцяна. Он упомянул, что не использует слово «пропаганда» в работе над вопросом по Тибету, за который он отвечает. Вместо этого, чтобы объяснить вопросы, связанные с Тибетом он говорит «представить Тибет, представить Китай». Он думал, что термин «представить» имеет «более сильный и убедительный» эффект. [34]

Преследуя те же цели, в официальных китайских документах Департамент пропаганды в английском переводе был переименован на Департамент по общественным делам. Также и «Отдел пропаганды за рубежом при ЦК КПК» в официальном переводе переименован на «Отдел по международным связям при ЦК КПК».

1.3. Главный объединённый фронт показывает, как должны действовать организации пропаганды за рубежом

Исследовательская группа «Изучение эффективности пропаганды за рубежом» агентства Синьхуа верит, что «Главные цели пропаганды за рубежом должны быть направлены на средние и высшие слои общества в ведущих странах, включая политиков, бизнесменов и интеллигенцию, так как они контролируют или политическую или экономическую власть, а также оказывают влияние на идеологию и общественное мнение в тех странах. Наши сообщения, направленные на пропаганду за рубежом, должны сфокусироваться на ведущих СМИ в ведущих странах. Основываясь на наших способностях и принципах, нам следует усилить взаимодействие и сотрудничество с ними. Особенно нужно стать друзьями с влиятельными людьми в иностранных СМИ. Следует иметь с ними тесные связи и с их помощью хорошо выполнять пропагандистскую работу». [35]

Кроме того, китайцы и китайские студенты, обучающиеся за границей, являются другой группой людей, которым нужно уделять большое внимание со стороны департаментов пропаганды за рубежом... На сегодня за рубежом обучаются более 10 млн. китайцев и китайских студентов. Многие их них стали частью ведущего общества, иногда даже вполне влиятельными людьми. В основном, иностранцы узнают о Китае через китайцев, живущих за границей, поэтому китайцы, живущие за рубежом, являются единственной надеждой для Китая и внешнего мира». [35]

В своём выступлении в Университете международных отношений директор Отдела пропаганды за рубежом при ЦК КПК Чжао Цичжен заявил: «Мы также имеем связь с иностранными СМИ. Мы имеем очень тесные контакты не только с известными людьми, такими как Тед Тернер, но и с Associated Press, агентством France-Presse, Reuters, крупным издательским домом во Франции, с немецкой компанией Bertelsmann — крупнейшим издательским домом в мире». Чжао Цичжен привёл также пример, чтобы показать, как он убедил Теда Тернера, основателя CNN, который снял молодого человека, стоящего перед группой танков и пытающегося остановить их от въезда для бойни на площадь Тяньаньмэнь. CNN использовал этот кадр в новостях вместе с другими кадрами. Чжао Цичжен сказал: «Тернер спросил меня, «CNN является хорошим СМИ?». Тогда я ответил ему «нет». Потом он спросил «почему».

Я сказал: «Вначале в ваших ежечасных новостях присутствует много кадров о международных политических событиях, и в одном из них молодой китаец стоит перед танками во время события на площади Тяньаньмэнь. Вы показывали этот кадр на протяжении 10 лет». Он ответил: «Не только мы.. Все ТВ станции транслируют этот кадр таким образом». Тогда я сказал: «Только вы. Другие давно перестали это делать». Затем он сказал менеджеру департамента международных новостей: «Почему ты ещё показываешь этот кадр? Существуют похожие события в Америке. Ты увидишь, как я накажу тебя». А я пошутил: «Приговори его к смертной казни с отсрочкой приговора, а потом дай ему исправиться». Тогда, я подумал, что Тернер пошутил, но позже узнал, что он действительно наказал того менеджера, а также удалил этот кадр». [32]

Агентство China News Service, которое является государственной прессой в Китае, отвечающей за пропаганду за рубежом, 16-18 сентября 2001 года организовало «Всемирный китайский медиа-форум» в Нанцзине. Оно сообщило, что 150 высших чиновников и 130 китайских СМИ из более чем 30 стран и регионов присутствовали на форуме. Там присутствовало также около 60 китайских СМИ. Чиновники, отвечающие за пропаганду за рубежом, и «объединенный фронт» на каждом уровне в КПК приняли участие в форуме и выступили с речью. Темы форума включали в себя: «Какую роль должны играть китайские СМИ за границей и как им следует себя представлять?», «Как могут китайские СМИ за рубежом и в Китае усилить взаимодействия между собой?» и т.д. Участники интенсивно обсудили и предоставили предложения насчёт стратегии пропаганды и о том, как под идейным руководством КПК создать благоприятное мнение международной общественности.

В 2003 году заместитель главы департамента Объединённого фронта комитета КПК города Хуэйчжоу в провинции Гуандун Хуан Цюнцзи сказал: «Нам необходимо взять в географическом плане полный контроль над Гонконгом и Макао, а также увеличить контакты со СМИ в этих городах. Нам нужно поступать лучше, чтобы стать друзьями с людьми из средних и высших уровней в этих СМИ. Усилить наши усилия в преобразовании их. Нам следует сфокусироваться на взаимодействии с «четырьмя газетами и двумя журналами» в Гонконге и Макао. Нужно наладить хорошие контакты с ведущими СМИ». Он также попросил усилить «объединённый фронт» и пропаганду в отношении иностранных туристов: «Всё больше и больше людей приезжают в Китай для бизнеса или как туристы. Мы должны организовать больше мероприятий, чтобы подружиться с иностранными инвесторами, экспертами и иностранными студентами, которые учатся в Китае». [37]

1.4. Политика влияния на иностранные

СМИ через экономические отношения Хуан Цюнцзи – глава департамента «Объединённого фронта» города Хуйчжоу при комитете КПК заявляет: «Максимизировать усилия с целью объединения фронта и пропаганды в зарубежных странах..., соединить в экономическом обмене объединённый фронт и пропаганду за рубежом; в то же время мы должны усилить наш контакт с зарубежными СМИ, особенно обратить внимание на отношения с главными СМИ в США и промышленными группами семи зарубежных стран, обратить внимание на поддержание дружественных отношений с сотрудниками зарубежных СМИ, расположенных в Китае и, более того, сильно подружиться с ними; спонсировать некоторую совместную деятельность в организованной форме, чтобы поддержать дружеские отношения... и через них создать фронт для пропаганды за рубежом, расширить сферу объединённого фронта и пропаганды в зарубежных странах». [37]

23 сентября 2003 года на Втором форуме китайских СМИ Лю Цзэпен, глава China News Service, хорошо представил политику «взять в займы лодку, чтобы отправиться за границу», что означало что СМИ в Китае предоставляли специальный выпуск для заграничных китайских газет, распространяя тем самым китайскую пропаганду в зарубежные страны. Он заявил: «Прямо сейчас зарубежные СМИ борются за место на китайском рынке и уже достигли огромного успеха», а далее он пообещал, что «иностранные СМИ должны воспользоваться этой ситуацией и захватить возможность...использования географической близости, стремиться к развитию и открывать деловые возможности для СМИ, помогая при этом СМИ материкового Китая войти на мировой рынок». [38]

By Южун [39], кандидат гуманитарных наук по специальности «научный социализм», окончивший Партийную школу Центрального Комитета КПК в 2002 году, предположил, что «заграничные СМИ, особенно некоторые транснациональные медиа-корпорации, на самом деле являются коммерческими, их единственная цель – зарабатывание денег. Если дело обстоит именно таким образом, мы можем влиять на заграничный поток СМИ посредством коммерции, например, мы можем контролировать деловые отношения с западными медиа-корпорациями, ограничивая или разрешая этим корпорациям деятельность в Китае, или покупая их акции, чтобы влиять на людей, принимающих от этих корпораций решения на рынке». By Южун также перечислил некоторые удачные примеры: «В середине 90-х мы сделали так, что Новостная корпорация остановила программы "WorldTV" антикитайского ВВС. Добились мы этого тем, что разрешили развиваться спутниковому телевидению в Китае. Коммерческая активность «Диснея» была ограничена, мы эффективно сдержали участие «Диснея» в производстве программ, которые были нацелены на отделение Тибета». [40]

В 1993 году Руперт Мёрдок, председатель «News Corp.» купил 63,3% акций гонконгского «StarTV» за 525 млн. долларов США (остальное он купил в 1995 г.) [41]. Вскоре после этого он объявил: "StarTV создало прямую угрозу тоталитарным режимам мира». Через несколько недель, 5 октября 1993 года, он выступил с речью [42], которую опубликовал Государственный совет Китая под названием «Обеспечение управления наземными приёмными станциями для спутникового телевещания». Там было заявлено, что «частным лицам не разрешается устанавливать или использовать приёмную наземную аппаратуру для спутникового телевидения», «местным телевизионным станциям и кабельным каналам запрещено вещать зарубежные телевизионные программы по спутнику». [43]

Чтобы захватить ещё большую долю рынка на материковом Китае, Мёрдок изменил свою позицию и попытался наладить хорошие отношения с КПК. В первую очередь, он твердо вытеснил Би-Би-Си, которая разозлила КПК тем, что показывала документальные фильмы о ситуации с правами человека в Китае [44]; 25 марта 1996 года «StarTV», которое уже находилось под 100% владением «News Corp.», вместе с двумя китайскими компаниями «Today's Asia» и «Huaying International Corporation» организовало спутниковое телевидение «Phoenix»(Феникс)[45]. Компания «Today's Asia» находится под руководством государственного высокопоставленного чиновника Центральной национальной телерадиовещательной станции Лю Чанлэ [46] (который в настоящее время является председателем директоров спутникового вещания Phoenix), а Банк Китая владеет компанией «Huaying International Corporation». Спутниковое телевидение «Феникс» начало свою трансляцию 28 августа 1998 года.

1 января 2001 года была начата трансляция каналов Phoenix InfoNews и китайского канала Phoenix North America. Спутниковое ТВ «Феникс» успешно обосновалось в США, из-за чего СМИ КПК заявили, что «это означает, что спутниковое телевидение «Phoenix» в известной степени охватило весь мир». [47]

В марте 2001 года Джеймс Мёрдок, исполнительный вице-председатель «News Corp.», сын Руперта Мёрдока, клевеща на Фалуньгун, во время бизнес-конференции в Лос-Анджелесе (США) назвал его «опасным и апокалиптическим культом». Он также обвинил некоторые западные и гонконгские СМИ в том, что они с энтузиазмом делают негативные репортажи о Китае [48]. После того, как вышли эти новости, многие СМИ КПК, включая Legal Daily [48], the Liberation Daily, People's Net [49], и China News Net (издаваемая китайским агентством China News Service) [50], быстро последовали в том же направлении, опубликовав это заявление. Однако, согласно отчету радиостанции "Голос Америки", «Некоторые правозащитники думают, что Джеймс Мёрдок сказал это, чтобы ублажить китайское правительство». [51]

28 марта 2002 года «Star TV», под маркой Star Group Limited [52], которое находится в собственности News Corp., была позволена трансляция на кабельном телевидении провинции Гуандун. Впервые китайское правительство позволило иностранному ТВ каналу транслировать через китайскую кабельную сеть. Суть в том, что News Corp. оказывает помощь CCTV-9 обосноваться в США и Европе. Руперт Мёрдок сказал, что «это важный этап для развития News Corp. в Китае" и "начало большого успеха в Китае". [53] News Corp. заявила, что Сю Гуанчун, генеральный директор Государственного управления радио, кино и телевидения, отметил, что News Corp. имеет большие возможности для развития в Китае, что является "поощрением". [54] Официальные отчёты КПК сообщали, что «секрет успеха «News Corp.» состоит в том, что она достигла взаимопонимания с китайским правительством и построила доверительные взаимоотношения через долгосрочное сотрудничество". [53]

7-11 октября 2003 года Руперт Мёрдок и другие из News Corp были приглашены Отделом иностранной пропаганды при ЦК КПК посетить Китай. 8 октября Цзен Цзинхун, начальник партийной школы при ЦК КПК, пригласил Руперта Мердока «выступить с речью перед высокопоставленными чиновниками КПК, отвечающими за идеологические отношения». Профессор Ю. Гомин из Школы журналистики при Национальном университете Китая, охарактеризовал выступление Мердока как «написанное посредством приложения старательных усилий и наполненное лестными словами», из которого он «глубоко почувствовал» «желание и заботу» выступающего» попасть на китайский медиа-рынок. Однако, «помимо намерения Мердока приобрести материальные выгоды», «многие высказывания в речи являются трогательными и правильными, и они особенно вдохновляют нас понять настоящую ценность СМИ». [56] 9 октября Ли Чанчунь, член постоянного Политбюро, отвечающего за пропаганду, встретился с Рупертом Мердоком, директором «News Corp.», и его группой в Национальном Конгрессе. Ли Чанчунь выразил свою надежду, что News Corp. «приложит большие усилия, чтобы помочь миру узнать о Китае и Китаю узнать о мире». [57]

Годом позже, 28 октября 2004 года, SARFT и Министерство торговли совместно опубликовали Постановление №44 [58] «Временные правила для управления совместными предприятиями и корпорациями в Китае, а также производством и трансляцией телерадиопрограмм из зарубежных стран», которое вступило в действие 28 ноября того же года. Правила строго гласили: «предприятиям, находящимся исключительно в собственности иностранных фирм, создавать и транслировать ТВ программы запрещено», «официальный представитель должен быть назначен китайской стороной», «китайская сторона должна иметь в совместном предприятии не меньше 51% пакета акций», «совместные предприятия не должны создавать программы о текущих делах и политических событиях или другие подобные программы».

4 марта 2005 года SARFT выпустила «Уведомление о применении Постановления № 44» [59], в котором подчеркивается, что производство ТВ программ имеет строгий «идеологический характер», и [правительство] должно «контролировать содержание», быть осведомлено о политической тенденции и владеть информацией об иностранном партнёре, чтобы предотвратить «проникновение вредной иностранной идеологии и культуры в сферу производства программ в форме совместного сотрудничества». Позже СМИ КПК опубликовали сообщения, заявляя: «Это означает, что Sony, Viacom, News Corp. и другие иностранные ТВ магнаты, которые уже составили планы совместного сотрудничества в Китае, в пределах короткого периода времени не будут иметь возможности распространять свои фильмы и программы». [60]

13 июля 2005 года, Тянь Цзинь [61], заместитель главы SARFT, в своей рабочей встрече за границей подчеркнул: «Для укрепления и усиления радио- и телепропаганды за рубежом является важным требованием противостоять вестернизации, разделению, проникновению; необходимо сохранять государственную безопасность, усилить систему защиты в сфере контроля общественного мнения... ЦК КПК и Государственный Совет всегда обращали пристальное внимание на управление зарубежным спутниковым ТВ. Лидеры ЦК КПК предоставили много важных инструкций... Мы должны гарантировать, что все спутниковые сигналы, которые находятся в пределах юрисдикции допущенных иностранных ресурсов, приходят с центральной платформы контроля. Это неизменный, но пока простой и понятный стандарт для оценки уровня управления различных телевизионных департаментов в отношении их контроля над иностранными спутниками». [62]

В августе 2005 года Пекин официально завершил свой план, чтобы позволить Мердоку расширить своё вещание в различных частях Китая. [63] 19 сентября Bloomberg.com опубликовал статью под названием «Мердок говорит, что News Corp. достигла «Кирпичной стены» в Китае», в которой упоминалось, что во время встречи в Нью-Йорке, организованной бывшим президентом США Клинтоном, Мердок признал, что план News Corp. внедриться на китайский рынок столкнулся с проблемой. Он также упомянул, что ранее власти КПК давали обещания, но снова закрыли свои двери для иностранных медиа-корпораций. Кажется, что Мердок должен уже понять, что КПК хочет объединить мир своей коммунистической идеологией и «взять планету под свой контроль»; [7] она будет пытаться «расширить своё влияние в отношении контроля международного общественного мнения», [30] и не существует способа, чтобы КПК когда-либо убрала цензуру.

Единственно правильный урок, который получила News Corp., по мнению the Economist, это: «десять лет затраченных времени и денег, чтобы наладить взаимоотношения с Китаем, кажется, принесли г-ну Мердоку мало хорошего. Перенимая у «Star TV» технический опыт, китайский режим вел себя вполне здраво, и теперь он им больше не нужен». [64]

1.5. Внедрение системы пресс-секретарей для распространения одинаковых сообщений

Начиная с 1993 года отдел иностранной пропаганды отвечает за публикацию в СМИ сообщений Государственного Совета и за координацию пресс-секретарей по связам с СМИ от разных департаментов Государственного Совета. 28 декабря 2004 года Чжао Цичжен, начальник Отдела иностранной пропаганды официально заявил, что в китайском правительстве в основном установлена трёхуровневая система пресс-секретарей и подготовки новостей. Три уровня означают информационный 12
отдел при государственном Совете, различные департаменты Государственного Совета и провинциальные управления. [65]

Очевидно, что КПК установила систему пресс-секретарей для СМИ для того, чтобы через сообщения более эффективно выдавать однообразные заявления в своей пропаганде, скрывать нарушения прав человека, фабриковать ложь, разжигать ненависть, и в то же время блокировать любую информацию, которая не соответствует «милому» образу КПК.

1) Смешивание понятий и знак «равенства» между КПК и Китаем

Пресс-секретари китайских посольств и консульств за границей долгое время искажали факты и путали правильное с неправильным. Всякий раз, когда люди критиковали ситуацию с правами человека в Китае и осуждали жестокость КПК, они, используя клевету, навешивали на них ярлык «анти­китайские» силы. Приведём два примера:

Случай 1: 16 января 2001 года профессор Чжан Куньлунь, который имеет двойное гражданство Канады и Китая, сказал в интервью телеканалу Canada TV, что в апреле 1996 года он возвратился в Китай для преподавания. [66] После 20 июля 1999 года его много раз арестовывали и подвергали жестоким пыткам, только потому, что он занимался Фалуньгун. Китайская полиция избивала его дубинками с высоким напряжением. Чжан Куньлунь сказал: «Один полицейский по фамилии Чжан сказал, что «если ты практикуешь Фалуньгун, мы не несём никакой ответственности за тебя. Если тебя забьют до смерти, мы можем сказать людям, что ты совершил суицид». Чжан Куньлуня заставляли посещать классы по «промыванию мозгов» и писать письмо-раскаяние, для того чтобы он отрёкся от своей веры. У него также вымогали 10000 юаней. [67] Двумя днями позже пресс-секретарь из китайского посольства в Канаде на пресс-конференции напал на Чжан Куньлуня и, используя клевету, обвинял канадское правительство, неправительственные организации, канадцев и международное сообщество в том, что оказанная поддержка профессору Чжан Куньлуню, — это «раздувание новой волны антикитайской кампании и порча отношений между Китаем и Канадой». [68]

Случай 2: 28 января 2005 года пресс-секретарь китайского посольства в Австралии выступил с речью, в которой он назвал «Девять комментариев о коммунистической партии» «антикитайскими статьями». «Девять комментариев о коммунистической партии» раскрывают факты того, как компартия зверски обходилась с китайцами и разрушала китайскую культуру в течение 56 лет своего правления. Пресс-секретарь оклеветал также последователей Фалуньгун в их усилиях по разъяснению правды и разоблачению преследований за веру, квалифицировав их действия как «разжигание антикитайской деятельности». Он также назвал Фалуньгун «контрреволюционной организацией, занимающейся антикитайской политикой». [69]

2) Информационная блокада

23 ноября 2003 года, основываясь на документе ЦК КПК и генерального отдела Государственного Совета «Предложение по улучшению и усилению подачи новостей в стране», Министерство юстиции выпустило Документ [2003] № 135 под названием «Инструкция по усилению пропаганды в системе правосудия и управления». В этом документе было указано, что «юридические организации на всех уровнях должны строго следовать указаниям Отдела пропаганды за рубежом при ЦК КПК и Информационного отдела Государственного Совета, когда приходиться за пределы Китая сообщать о чрезвычайных случаях». «Вы должны брать на себя инициативу и сообщать сразу же о чрезвычайных случаях вашему местному комитету КПК, департаментам пропаганды, местному управлению, высшему судебному органу и 13
правительственным организациям. Затем вы должны следовать их инструкциям, как сообщать про эти случаи. Как правило, вам не нужно публично сообщать о каких-то чрезвычайных случаях, происходящих в судебной или административной системах, включая случаи на фабриках, о судебных вопросах, правах человека, о ситуации заключённых и «Фалуньгун» и т.д.» [70]

27 июня 2005 года Департамент пропаганды комитета КПК в Институте электроэнергетики на севере Китая выпустил памятку под названием «Правила для сообщения о чрезвычайных случаях, происходящих в Институте». В памятке указаны три правила: «Во-первых, основываясь на утверждённой инструкции по нашим новостям и на распоряжении «лидеров» института, мы создали правила для новостей и начали пристально следить и управлять общественным мнением как внутри, так и за пределами института. Во-вторых, прежде чем публиковать, каждый сценарий для новости должен быть проверен и утверждён Постоянным комитетом КПК при институте или «лидерами» института. В-третьих, без утверждения высшего руководства института не сообщать о нижеупомянутых чрезвычайных случаях. Например, случаи, которые касаются иностранных посольств и консульств в Китае, иностранных дипломатов, студентов; случаи, связанные с Гонконгом, Макао и Тайванем; крупные случаи, затрагивающие китайские этнические группы, религию, права человека или «Фалуньгун»; а также случаи, относящиеся к «незаконным мероприятиям», студенческие движения, массовые беспорядки или другие виды групповых столкновений». [71]

После большого землетрясения 12 мая с.г. в 14:28 силой 7,8 балла в округе Веньчуань провинции Сычуань в агентстве «China News Service» в тот же день и на следующий день было проведено четыре встречи. «Для того чтобы следовать линии центрального правительства, по просьбе отделений в зоне бедствия руководство новостей высылалось туда три раза. Это осуществляется для одинакового выпуска новостей как из главного штаба внутри страны, так и из других отделений за рубежом». «Агентство «China News Service» дважды переопубликовывало новости после встреч с Постоянным комитетом центрального политбюро, а также перепечатывало важные статьи у влиятельных СМИ, таких как «People's Daily» и агентство «Синьхуа». Ключевая информация по катастрофам была опубликована в строгом соответствии с инструкциями, а с чувствительными вопросами обходились осторожно». [72]

Согласно сообщению от 16 июня с.г. журналиста Жена Веньи из Центрального агентства новостей Тайпея (Тайвань), адвокат по правам человека Хуан Ци из провинции Сычуань был арестован в городе Ченду 10 июня. Его мать, Пу Веньцин, уведомили 16 июня, что г-н Хуан Ци был арестован за «незаконное хранение государственных секретов» и будет задержан на один месяц. Г-жа Пу сказала, что её сын поехал разносить товары первой необходимости после того, как произошло землетрясение в провинции Сычуань. «Он останавливался в зоне бедствия каждый день и никогда не отступал». И, это невероятно, что власти обвинили его в незаконном хранении государственного секрета. Некоторые СМИ сообщили, что арест Хуан Ци был произведен после его заявления с жалобой родителей, чьи дети погибли при землетрясении по причине плохого качества построенных домов.[73]

3) Коммунистический резким Китая разжигает ненависть по отношению к Фалуньгун и осуществляет политику геноцида против Фалуньгун

Для того, чтобы оправдать жестокое преследование Фалуньгун, китайский коммунистический режим начал разжигать ненависть по отношению к Фалуньгун, фабрикуя порочную ложь, чтобы очернить его. Вот пример, который отлично показывает одну из многих форм пропаганды ненависти КПК. После того как было установлено, что 263 практикующих были замучены до смерти в Китае, 18 августа 2001 года последователи Фалуньгун в Сан-Франциско организовали продолжительностью в 265 часов мирный протест напротив китайского консульства, с целью убедить Китай прекратить это жестокое преследование, а также призвать мир помочь спасти тех практикующих Фалуньгун, которые находятся в тюрьме под угрозой смерти. [74]

27 августа 2005 года пресс-секретарь китайского консульства в Сан-Франциско выступил публично, чтобы выразить свой гнев по отношению к протесту последователей Фалуньгун. Кроме того, он сделал ложные обвинения, что Фалуньгун привёл к смерти 1700 последователей, а также стал причиной распада множества семей». [75]

22 июля 2002 года г-н Се Фен, пресс-секретарь агентства «China news» в США, призывал на пресс-конференции международное сообщество «осудить», «остановить» и «искоренить» Фалуньгун. [76]

4) Создание ложного образа с целью избежать международной критики

30 марта 2004 года Информационный офис Государственного Совета опубликовал официальный документ под названием «Улучшение прав человека в Китае за 2003 год». Он сообщает, что «местные народные правительства на всех уровнях по всей стране начали создавать или улучшать систему пресс-секретарей по связям с СМИ для того, чтобы предоставить право китайцам знать правду, оповещать правительство и участвовать в публичных делах». [77] Однако является ли та правда о бойне 4 июня на площади Тяньаньмэнь в 1989 году или правда о преследовании Фалуньгун режимом КПК, о которой никогда не сообщали в китайских СМИ, правдой, так как КПК постоянно контролирует все сообщения. Когда диктаторский режим пытается улучшить свою систему пресс-секретарей по связям с СМИ, то это имеет только одну цель — усилить свой контроль над информацией. Начиная с 1991 года Информационный отдел Государственного Совета опубликовал 8 официальных документов о ситуации с правами человека в Китае в попытке создать ложный образ и избежать международного осуждения большого количества нарушений прав человека. [78]

Согласно сообщению Xinhua Net, официального рупора КПК, в котором 30 марта 2005 года «People's Daily» (зарубежная версия) берёт интервью у Чжао Цичженя, Чжао сказал: «Каждый месяц ведущие китайские и западные СМИ получают несколько приглашений от Информационного отдела Государственного Совета принять участие в пресс-конференциях в Китае. Почти все вопросы, которые их интересуют, такие как Тайвань и макроэкономика в Китае, освящаются на этих пресс-конференциях». [79] В ответ на вопрос, поднятый репортёром China Net, г-н Чжао сказал: «Главный репортер агентства "Ассошиэйтед Пресс" в Пекине сказал мне, что название всех новостей является содержанием пресс-конференции Информационного отдела Государственного Совета». [80]

2. Распространение по всему миру идеологии тоталитаризма и диктаторства компартии Китая

Как сообщалось в новостях China Guangzhou Net 26 августа 2005 года, «за последние несколько лет КПК и наша страна уделяют внимание положительному влиянию пропаганды за рубежом на освоение нашего рынка, победе в международной битве против вражеских сил и в дипломатических битвах. Одна только зарубежная пропаганда газет, журналов, радиостанций, телевизионных станций и агентств новостей Центрального уровня ежегодно тратится несколько биллионов юаней (1 USD =8,2 RMB юаней). Все провинции, города и автономные регионы для 15 усиления пропаганды за рубеж также стали задействовать больше рабочей силы, ресурсов и денег». [81]

В распоряжении КПК находятся шесть СМИ, занимающихся пропагандой за рубеж, в том числе Агентство Xinhua News, Китайское международное радио, Международный китайский канал Китайского центрального телевидения (CCTV-4), Международный английский канал (CCTV-9),Служба новостей Китая (сокращённо CNS) и зарубежное издательство People's Daily's. Говорят, что и «веб-сайты центрального уровня становятся всё более влиятельными. Они стали значительной силой в пропаганде за рубеж». [82] Тем временем Организация Объединённых Наций (ООН) уже давно включила новости Агентства Xinhua News в число основных источников новостей».[83]

КПК на глазах у людей в Китае и за его пределами секретно сплела огромную «сеть», стремясь в течение долгих лет «скрыть возможности и ждать удобного случая» [11], и таким образом, идеология КПК теперь распространяется и проникает в зарубежные страны через эту «сеть».

2.1 Основные СМИ пропаганды за рубежом китайской коммунистической партии и их мировой охват

1) Цель Агентства Xinhua News: «Взять планету под свой контроль»

С конца 2002 года выпуски новостей Агентства Xinhua News передавались на 140 стран и регионов и имели около 5000 зарубежных подписчиков. Некоторые основные зарубежные СМИ – также среди их подписчиков. К таким относятся U.S.A. Today (США) и журнал Science (США), France's Le Figaro (Франция), Paris Match (Франция), ВВС (Великобритания), Daily Telegraph (Великобритания) и газета Pyramid (Египет). [82]

В 2007 году новости Агентства Xinhua News были распространены в более чем 200 стран и регионов. Число зарубежных подписчиков увеличилось до 14500, и спецвыпуски предлагались зарубежным читателям на пяти языках, включая китайский, английский французский, испанский и индонезийский. В среднем ежемесячно было издано около 120 страниц и более 3000 статей.[84]

Агентство Xinhua News заявило: «Статьи и фотографии из агентства Xinhua News ежедневно перепечатываются зарубежными СМИ около 1000 раз». «Половина всех новостей, передаваемых китайскими филиалами АР, AFP и Reuters', брались из них или ссылались на сообщения Агентства Xinhua News. Большинство зарубежных китайских периодических изданий являются подписчиками Агентства Xinhua News». Выпуски новостей Агентства Xinhua News являются так же и основными источниками информации для филиалов зарубежных СМИ в Китае и зарубежных журналистов, находящихся в Китае».[82]

Как высказался господин Тан Жуньхуа (Tang Runhua), глава исследовательского института Агентства Xinhua News, «Для увеличения эффективности нашей пропаганды за рубежом Агентство Xinhua News разработало стратегию по использованию местных выпусков новостей в нашей основной пропаганде за рубеж. В 2004 году 72% наших сообщений на английском языке транслировались зарубежными СМИ, и среди них 79% составляли новости из Китая». [85]

В октябре 2007 года на XVII Народном Съезде КПК снова подчёркивалось, что Агентство Xinhua News является «основным каналом пропаганды для внешнего мира». Для усиления его влияния на мнение мировой общественности заместитель главного редактора Агентства Xinhua News Лю Цзян (Liu Jiang) предложил сделать новости из Китая высшим 16 достижением вещания во внешний мир и превратить азиатско-тихоокеанский регион в арену основных сражений для конкуренции с западными СМИ». Относительно влияния СМИ на общество Лю Цзян отметил, что «своевременный репортаж является ключевым в создании влиятельной силы СМИ». Он также утверждал, что «в 2007 году международные новости Агентства Xinhua News были более быстрыми, чем у трёх главных западных СМИ: АР, Reuters и AFP. Почти 200 репортажей «из первых рук» и более 220 новостей были напечатаны быстрее, чем у двух из трёх названных агентств новостей».[86]

2) China News Sendee является главным источником информации для СМИ Гонконга, Макао, Тайваня и зарубежных СМИ на китайском языке

China News Service (CNS) является главным источником информации для СМИ Гонконга, Макао, Тайваня и зарубежных СМИ, издаваемых на китайском. [80] CNS заявило, что они напрямую поставляли статьи для зарубежных СМИ, издаваемых на китайском, в течение 55 лет. При огромной поддержке правительства КПК CNS будет играть ещё большую и более активную роль в отношении пропаганды за рубежом. Оно и далее будет направлять зарубежные СМИ, издаваемые на китайском. [87] CNS ежедневно поставляет статьи и фоторепортажи для 300 зарубежных китайскоязычных СМИ. Договора на предоставление эксклюзивных новостей от CNS заключены с 40 зарубежными китайскоязычными СМИ. Ежегодно CNS предоставляет 8000 макетов веб­страниц примерно 20 зарубежным китайскоязычным СМИ. [88]

Зарубежный центр CNS — это профессиональное агентство по предоставлению новостей и макетов для зарубежных китайскоязычных СМИ. Согласно CNS, со дня создания центра в 1996 году, оно было «основным инструментом» для «стабильного осуществления политики Китая в области пропаганды за рубежом». В конце 2002 года центр начал предоставлять оригинальные комментарии для новостей и эксклюзивные репортажи для публикаций в различных газетах. В особенности для специальной колонки «Современные деловые дискуссии» центр создал новую группу по комментариям и в течение последних пяти лет выпускал по одной статье в день. Всего выпущено около 1460 статей, и все они были приняты китайскоязычными СМИ в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, а также выборочно использованы в Сент-Поле, Париже, Ванкувере и других местах. [89]

11 октября 2006 года заместитель главного редактора CNS Ся Чуньпин (Xia Chunping) посетил американскую группу СМИ по азиатской культуре в Нью-Йорке. Он подписал контракты с некоторыми СМИ, в том числе с China Press USA (Qiao Bao), SinoVision Inc., Sino American Times и ДР. [90]

3) Программы Международного радио Китая (CRI) охватывают весь мир

Международное радио Китая вещает по всему миру на 43 различных языках. К концу 2006 года ежедневно в эфир выходило более 1100 часов программ, охватывающих весь мир. CNS создало 30 корреспондентских отделений в крупнейших странах и регионах. [91] Оно имеет договора с местными радиостанциями или арендует эфирное время в более чем десяти различных странах и регионах. К тому же, оно состоит в деловом партнёрстве с радиостанциями и телестанциями во многих странах и регионах всего мира и посылает им программы для трансляции. [92]

4) CCTV-9 (Китайское центральное телевидение) охватывает 98% мира

CCTV-9, английский канал CCTV, является первым китайским телевизионным каналом, нацеленным, в основном, на аудиторию зарубежных стран. С начала своей работы, 25 сентября 2000 года, и пять лет спустя после своего создания он стал англоязычным рупором КПК, вещающим на весь мир 24 часа в сутки. [93] Его сигнал после цифрового сжатия передавался через спутник PanAm (PAS) 8.9, 10 и AsiaSat 2 и 3S через сушу и океан на Азию, Австралию, Африку, Америку, Европу, Западную Океанию и Средний Восток. Теперь он расширил своё влияние, используя различные формы сотрудничества с кабельными телевизионными станциями в странах этих регионов. [92]

Например, CCTV-9 установил сотрудничество с News Corp., чтобы его программы транслировались в Fox Cable Network и Time Warner Cable Network в США. [80]

5) Программы CCTV-4 охватывают почти весь мир

CCTV-4, китайско-язычный канал телевидения, рассчитан на китайцев живущих за границей и жителей Гонконга, Макао и Тайваня. Канал круглосуточно транслирует программы новостей. Его сигналы после цифрового сжатия передаются через многие спутники. В основном CCTV-4 достиг своей цели в охвате всего мира с помощью спутниковой трансляции, а также охватил регионы первостепенной важности с помощью прямого вещания через спутник. [94]

6) Зарубежное издание People's Daily's распространяется в более чем 80 странах и регионах

Зарубежное издание People's Daily's является официальной газетой Центрального Комитета КПК. [95] Это одно из пяти основных СМИ пропаганды КПК, которая проводится за рубежом. [96] Его целевой аудиторией являются китайские студенты и учёные, китайцы, живущие заграницей, а также жители Гонконга, Макао и Тайваня. Кроме Китая оно также издаётся в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Токио, Париже, Торонто, Сиднее, Джакарте, Сурабае, и др. Оно охватывает более чем 80 стран и регионов всего мира. [78]

7) China Daily распространяется в более чем 150 различных странах и регионах

China Daily является первым государственным изданием на английском языке. Его целевая аудитория в Китае – иностранцы, находящиеся в Китае, например, иностранные дипломаты, иностранные корпорации, отделения иностранных агентств новостей, иностранные учёные и эксперты, работающие в Китае, а также туристы. Его целевая аудитория за пределами Китая – это правительственные должностные лица, учёные, ведущие исследования относительно Китая, организации занимающиеся торговлей и бизнесом, а также библиотеки высших учебных заведений. В Нью-Йорке, Лондоне и Гонконге публикуются его северо-американская версия, европейская версия и гонконгская версия соответственно. Оно распространяется в более чем 150 различных странах и регионах по всему миру. [97]

8) 20% посещений СМИ ЦК КПК составляли иностранные интернет-пользователи

People's Daily, Xinhua News Agency, China Radio International, China Daily, China Internet News Center и CCTV публикуют или транслируют новости на различных языках. Согласно статистике 2004 года, 10% пользователей компьютеров из заграницы посещали их вебсайты. [80]

В 2007 году общий канал пропускной способностью 7801 Mbps был подключён к основным вебсайтам высшего уровня КПК, которые предоставляют 930 новостных каналов и 13817 специальных программ-новостей. Его читатели – люди из более чем 200 стран и регионов. Из просматриваемых ежедневно страниц 20% составляют иностранные пользователи компьютеров. Среди этих вебсайтов на 9 языках и 11 изданиях China Net стал основным окном пропаганды КПК за рубежом. [98] 18
Программа Китайского Международного Радио "CM Online" публикуется в интернете на 42 языках и 48 диалектах. По данным неполной статистики, почти 15000 веб-сайтов всего мира подключены к домашним страницам "CRI Online" на различных языках. [91]

2.2 Усиление пропаганды за пределами Китая через западные СМИ

В то самое время, как коммунистический режим Китая усилил распространение пропаганды за рубежом через свои рупоры с целью контроля зарубежных журналистов в Китае, чтобы их сообщения не выходили за рамки правил, установленных КПК, 19 января 1990 года Государственный Совет издал документ № 47 «Регламентирующие правила для заграничных журналистов и заграничных печатных изданий в Китае». В этих правилах было указано, что «заграничные журналисты, прежде чем планировать интервью с правительственными департаментами или другими структурами в регионах с политикой «открытости» или в регионах без политики «открытости», должны согласовать свои действия в отделе международных отношений, в службах иностранных дел на провинциальных, городских и региональных уровнях. Нарушение правил повлечёт за собой наказание со стороны ответственных чиновников органов китайской службы общественной безопасности в зависимости от серьёзности нарушения». [99] Соответственно, отдел пропаганды за рубежом при ЦК КПК основал Бюро №1, в то же время являющееся и отделом информации, который «предоставляет услуги иностранным журналистам по проведению интервью внутри Китая». [18] Давайте рассмотрим следующие примеры того, как китайский коммунистический режим осуществляет оказание такого рода «услуг» иностранным журналистам.

После вспышки SARS (синдром острого иммунодефицита) в ноябре 2002 года в провинции Гуандун (Guangdong) китайский коммунистический режим приложил все усилия, чтобы скрыть реальную ситуацию относительно возникшей эпидемии. В результате этого Китай утратил возможность предпринять меры по предупреждению и предотвращению SARS. В марте 2003 года SARS через Гонконг распространился в другие страны. [100] 6 апреля того же года Пекка Аро (Pekka Аго), представитель Международной организации труда, умер в Пекине от SARS. Несмотря на это за три дня до его смерти Министр здравоохранения Чжан Вэнькан (Zhang Wenkang) снова отметил на пресс конференции для местных и зарубежных корреспондентов, что «эпидемия находится под строгим контролем» и «работать в Китае, жить в Китае и путешествовать по Китаю является безопасным».[101] 8 апреля д-р Цзян Яньюн (Jiang Yanyong), хирург военного госпиталя № 301, в американском журнале TIME обнародовал факты того, что китайское Министерство здравоохранения скрывает реальную ситуацию с SARS, вводя в заблуждение общественность и международное сообщество. [102] На следующий день господин Цзян стал объектом внимания мировых СМИ. Один за другим раздавались звонки от АР (Ассошиэйтед Пресс), агентства Deutsche Presse и агентства France-Presse в надежде взять интервью у господина Цзяна. Вечером того же дня должностные лица персонала госпиталя № 301 лично разговаривали с господином Цзяном, чтобы напомнить ему: «Вы не можете дать согласие на интервью с иностранными журналистами, так как это является правилом для военнослужащего персонала». [103]

10 апреля Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) открыто критиковала пекинскую политику освещения эпидемии: «В Пекине только несколько госпиталей ежедневно сообщают о случаях заболевания SARS. Система отслеживания проблематична. Это приведёт к распространению болезни». [104]

7 мая три журналиста TIME, которым было известно о том, что в середине мая в провинции Хэбэй (Hebei) Министерство здравоохранения Китая и рабочая группа по предотвращению и предупреждению SARS от ВОЗ проведут расследование, отправились в сельский городок Гуаньчунь (Guanchun) округа Гуань (Gu'an) в городе Ланфан (Langfang) провинции Хэбэй, чтобы взять интервью у местных жителей и сделать снимки. Как только Отдел пропаганды за рубежом города Ланфан узнал об этом, представители отдела поспешили приехать в Ланфан, чтобы «отказать им в интервью», оправдываясь тем, что эти журналисты «не прошли соответствующих процедур». Утром 8 мая два журналиста из газеты Swiss прибыли из Пекина в сельский район города Чжоучжоу (Zhuozhou). Работники местного отделения международных отношений города Чжоучжоу, получив информацию, в течение двух часов следили за ними, и, в результате, все их попытки взять интервью были сорваны. [105]

21 мая партийный секретарь комитета КПК провинции Хэбэй Бай Кемин (Bai Keming) получил сообщение: «Иностранные журналисты нарушают правила и едут в провинцию Хэбэй, чтобы взять интервью». Он позвонил директору отдела пропаганды за рубежом при ЦК КПК Чжао Цичжэну (Zhao Qizheng) и изложил свою точку зрения по этому вопросу: «Мы можем снять наши ограничения и позволить иностранным журналистам приехать в провинцию Хэбэй для получения интервью. Мы можем им показать места, которые им разрешено видеть, и позволить им написать о том, как местное руководство помогает предупредить и предотвратить SARS». Затем отдел пропаганды за рубежом при ЦК КПК передал эти слова департаменту пропаганды комитета КПК провинции Хэбэй. Согласно словам Сян Цзиньке (Xiang Jinke) [106], заместитель начальника департамента пропаганды комитета КПК и директора информационного отдела управления провинции Хэбэй, «при непосредственной поддержке Бюро №1 отдела пропаганды за рубежом при ЦК КПК мы быстро подготовили планы, как пригласить в провинцию Хэбэй иностранных журналистов и предоставить им возможность взять интервью о том, как мы в нашей провинции помогаем предупредить и предотвратить SARS, а также о наших подробных планах лечения болезни. Отдел иностранной пропаганды при ЦК КПК помог нам пригласить достаточно влиятельные зарубежные СМИ, такие как Associated Press из США, Reuters, агентство France-Presse и Asahi Shimbun из Японии ... Отдел пропаганды за рубежом назначил журналистов из Xinhua News, China News Service, CCTV и China Radio International для сопровождения иностранных журналистов. Они сделали снимки для будущих репортажей». Местом для интервью был назначен город Баодин (Baoding), так как «в середине мая Министерство здравоохранения Китая и Рабочая группа по предупреждению и предотвращению SARS от ВОЗ уже проводили исследование в Баодине. Обстановка в городе сравнительно благоприятная и имеются условия для принятия гостей». [105]

27 мая, в полдень, партийный секретарь местного комитета КПК Хэбэй Бай Кемин предоставил подробную инструкцию того, как подготовить материалы для интервью и как отвечать на вопросы журналистов. Он сказал: «Убедитесь в том, что вы готовы ответить на любые вопросы, включая и вопросы недоброжелательные по существу... Отвечая на такие вопросы, сохраняйте спокойствие».

Чжан Цюнынэн (Zhang Qunsheng), член постоянного комитета местного комитета КПК Хэбэй и Глава отдела пропаганды в провинции Хэбэй, вызвал на собрание всех лиц, связанных с различными аспектами предотвращения SARS, для изучения инструкции Бай Кемина.

Утром 28 мая заместитель директора Бюро №1 отдела пропаганды за рубежом при ЦК КПК Го Вэйминь (Guo Weimin) во главе группы журналистов прибыл в город Баодин. Утверждают, что, «когда журналисты прибыли в провинцию, единственными людьми, кто направлял группу, были руководители отдела пропаганды за рубежом местного и городского уровня», и «так как всё было тщательно запланировано и скрупулёзно выполнено, журналистам разрешали задавать любые вопросы, они могли бродить по округе и свободно брать интервью ... Из-за всего этого у зарубежных журналистов и представителей печатных изданий Центрального правительства создалось благоприятное впечатление. Многие СМИ исчерпывающе осветили в печати интервью, полученные в Баодине».

Сян Цзинке (Xiang Jinke), заместитель начальника отдела пропаганды КПК местного комитета и директор информационного отдела провинциального уровня провинции Хэбэй, в процессе планирования интервью многому научился. Он сказал: «Приглашение зарубежных репортёров для взятия у нас интервью – это дело с глубоким политическим и стратегическим подтекстом... С самого начала и до конца Бай Кемин, партийный секретарь провинциального комитета КПК провинции Хэбэй, был главным разработчиком плана и директором; Чжан Цюнынэн (Zhang Qunsheng), член постоянного комитета провинциального комитета КПК провинции Хэбэй и начальник отдела пропаганды в провинции Хэбэй, был ответственным за детальное выполнение плана». «До тех пор, пока мы извлекаем максимальную выгоду из нашей ситуации, контролируя общественное мнение, и ловко используем зарубежные ресурсы, постоянно изменяя свои представления, методы работы, проекты и процедуры, мы будем иметь огромные возможности в сфере пропаганды за рубежом». [105]

Это только один из многочисленных примеров, когда коммунистический режим пользуется в своих интересах иностранными СМИ для пропаганды за рубежом. В январе 2005 года китайский коммунистический режим повторно опубликовал так называемый инцидент «Самосожжения на площади Тяньаньмэнь». «18 января по согласованию с информационным отделом Государственного Совета, группа журналистов, состоящая из репортёров агентства Xinhua News, People's Daily, China Radio International, China News Service, Hong Kong Wenweipo, Associated Press и CNN, взяли интервью в тюрьме Чженчжоу (Zhengzhou) у выживших после инцидента «самосожжения». [107] Вскоре после этого Associated Press опубликовало интервью с выжившими в «самосожжении».

По словам тех, кто давал интервью, статья повторяла сфабрикованную КПК клевету, порочащую репутацию Фалуньгун. Эта статья была перепечатана многими зарубежными СМИ. [108]

Когда китайский коммунистический режим в 2001 году инсценировал инцидент «самосожжения на площади Тяньаньмэнь», источник информации из Министерства общественной безопасности поведал, что «в преддверии китайского Нового Года по лунному календарю (23 января 2001 года) после инцидента самосожжения, полицейские задержали на месте шесть-семь журналистов, корреспондентов CNN, Associated Press, агентства France-Presse, находящихся в Пекине. В полиции у них конфисковали видеозаписи и негативы, а также потребовали от них подписать заявление о том, что они брали незаконное интервью и впредь они никогда не совершат подобной ошибки. В последствии их освободили». [109] Четыре года спустя, когда китайский коммунистический режим подготовил специальное соглашение для журналистов АР, желающих брать интервью у выживших в «самосожжении», дорога для корреспондентов АР была расчищена и их поведение было совершенно иным, чем четыре года назад.

В начале 2008 года Лю Ци (Liu Qi), член Политбюро ЦК КПК, партийный секретарь комитета КПК в Пекине, председатель и секретарь группы КПК пекинского Олимпийского организационного комитета, говорил о пропаганде за рубежом в связи с пекинской Олимпиадой. Он выдвинул требования, согласно которым «комитет КПК и правительства всех уровней должны уделять этому повышенное внимание. Руководители на каждом уровне должны научиться общаться с зарубежными СМИ». Для расширения масштабов пропаганды «мы должны в полном объёме обеспечить использование Олимпийского центра новостей для нерегистрированных репортёров в форме пресс-конференций, рассмотрения отдельных вопросов и интервью для групп иностранных корреспондентов и т.д.». «Хорошо помогать и руководить зарубежными корреспондентами во время их пребывания в Китае для освещения новостей. Нам необходимо улучшить систему взятия интервью, например, целенаправленно выбирать места для интервью, тщательно разрабатывать планы транспортировки и другие планы ... разрабатывать темы для 21 интервью, согласовывать интервью, готовить материалы для новостей и т.п.. Действительно улучшить нашу способность взаимодействия с иностранными СМИ». [110]

Известный бельгийский синолог Саймон Лейс (Simon Leys) (настоящее его имя Пьер Рикман (Pierre Ryckmans) в своей книге «Тени китайцев» писал: «Дела обстоят так, как они есть, мне кажется, что каждое ничтожество способно написать очерк о Китае ...не покидая письменного стола ...[если] в действительности он решил взглянуть на Китай ради себя ... Он мог отправиться в похожие друг на друга путешествия с такими же похожими гидами, ночевать в таких же отелях, посетить те же учреждения, встретить таких же людей, которые повествуют ему о тех же вещах ...всегда соответствующих неизменному и ложному обряду... принадлежащему абстрактному миру, придуманному маоистскими бюрократами специально для зарубежных гостей ... В экскурсиях для иностранных посетителей, всегда роскошно организованных, всё, что может быть непредсказуемым, неожиданным, спонтанным или импровизированным, в корне уничтожено ... И всё же, большинство путешествующих по Китаю таким образом ... снисходительно относятся к такого рода опыту. Экскурсии очень разнообразны по содержанию, и дни более чем наполнены.» («Тени китайцев», Саймон Лэйс, Нью-Йорк: Viking Press, PI-2) [111]

Продолжение 





← Назад в раздел

Яндекс.Метрика